|
|||
Неполадки в блоке БРИЗ-М ракеты-носителя ПРОТОН-М, неправильно выведшей на орбиту спутник ЯМАЛ-402 в интересах Газпрома, связаны, скорее всего, с разрушением подшипника турбонасоса Другая неприятная новость пришла из Роскосмоса. Газета КОММЕРСАНТ, со ссылкой на источник в Роскосмосе, сообщила, что одной из основных причин сбоя в двигателе разгонного блока БРИЗ-М ракеты-носителя ПРОТОН-М, которая неправильно вывела газпромовский телекоммуникационный спутник ЯМАЛ-402, является разрушение подшипника в турбонасосе. И это несмотря на ужесточившуюся систему качества и приёма изделий на предприятиях космической отрасли. Как утверждают опрошенные нами специалисты, выйти из строя подшипник мог либо из-за того, что не удовлетворял полностью техзаданию (подшипник был некачественный), либо из-за проблем в “обвязке”, например, потеря герметичности подшипникового узла (были некачественные уплотнения). Но, так или иначе, по идеи, “влететь” должно всем по всей цепочки: от закупщиков комплектующих до приемной комиссии. Выручает подшипниковые производства пока существующая “палочка-выручалочка” – гриф “секретно” на значительной части документации описывающей изготовление спецподшипников. Без этих документов кто попало подшипники для космоса выпускать не может. А значит, есть возможность навязывать свои условия заказчикам. Например, покупать некоторые позиции исключительноящичными нормами или отказывать в заводской переконсервации подшипников ссылаясь на большое количество контрафакта на рынке. Поэтому предприятиям-потребителям порой приходится ворошить собственные старые запасы или обращаться на вторичный рынок, чтобы в обход всех требований и ограничений найти оптимальное, как им кажется, соотношение цены и качества. Безусловно, это влияет на безопасность полета и на выполнение тех функций, для которых был создан аппарат. К сожалению, полностью проблему с качеством подшипников для космоса решить не просто – она комплексна и целиком завязана на экономическую ситуацию в стране. Но многие специалисты и аналитики сходятся во мнении, что государству необходимо более пристально обращать внимание на оборот спецподшипников и, в идеале, взять на себя роль централизованного поставщика и даже производителя. То есть речь заходит фактически о национализации, хотя бы частичной. Ведь только она, как считают некоторые, позволит в таком узкоспециализированном направлении как производство и распределение аэрокосмических подшипников думать, прежде всего, о качестве, а не о коммерческой выгоде. Однако подобного развития событий, вероятно, в ближайшее время не стоит ожидать, так как для этого требуются не только бюджетные деньги, но, самое важное, и компетентные коррумпированостойкие профессионалы, которых в России не так уж и много. По материалам www.prompk.ru |